Аниме
Аниме (['anʲɪmə, ənʲɪ'mɛ] ср.,
нескл., яп. アニメ (info) [anʲime], от англ. animation — мультипликация) —
японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в
основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме
рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт
этого имеет высокую популярность в мире. Аниме часто (но не всегда)
отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в
форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на
видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут
описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох,
жанров и стилей.
Большая
часть аниме-сериалов — это экранизация японских комиксов — манги,
обычно с сохранением графического стиля и других особенностей. История
аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают
первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе.
Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, часто
называемый «богом аниме и манги» — он заложил основы того, что позднее
эволюционировало в современные Аниме-сериалы. Например, Тэдзука
заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз
персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали
первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.
За
почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых
экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной
популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально
рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы
всё серьёзней. Появились аниме-сериалы, рассчитанные на подростковую
аудиторию — юношей и девушек старше четырнадцати лет. Эти сериалы нашли
поклонников и среди взрослых, в редких случаях вплоть до преклонных лет.
В своём развитии аниме немного отставало от манги, которая зародилась
на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность
среди всех кругов населения Японии.
Сегодня аниме представляет
собой уникальный культурный пласт, объединяющий как сериалы для детей
(жанр кодомо) — аниме в его изначальном понимании, так и подростковые
произведения, зачастую, достаточно серьёзные и для просмотра взрослыми —
сёнэн (аниме для юношей), сёдзё (аниме для девушек) и даже полноценное
«взрослое» аниме. В отдельное направление выделились хентай — аниме
порнографической направленности, яой и юри — аниме, повествующее об
отношениях (как правило романтических) между людьми одного пола —
мужчинами либо женщинами соответственно (обычно без эротики или
непристойностей). Аниме имеет множество видов. Оно может быть «кавайным»
или же реалистичным. У «кавайных» персонажей несоразмерно-большие
глаза, волосы самых невообразимых цветов, маленькие носики и рты. Так же
персонажи «кавай» особенно показывают собственные эмоции. На то и их
большие глаза — в них отражается настроение. Но это не всё. Надо уметь
понять язык эмоций аниме. Когда персонаж смущён, у него «исчезает» нос и
вместо него появляются идущие наискосок полосы. Они могут быть
нарисованы контурным цветом, или же быть красными или розовыми. Над
головой персонажа может появиться голубая капля. «Кавайные» (в переводе
на русский: "милые") девушки и девочки часто используют слово «ня». Это
показывает их схожесть с кошками, ведь именно так японцы воспринимают
издаваемый кошками звук. Так же в аниме встречаются девушки-кошки —
нэко. И чибики — персонажи «кавайных» аниме. Существа с большими
головами и крохотными телами. Терминология
Японское слово
«аниме», означающее «анимация», восходит корнями к английскому слову
«animation» (яп. アニメーション [анимэ:cён]), заимствованному и сокращённому до
трёх слогов. Несмотря на несколько бо́льшую распространённость
укороченной формы — «аниме» — оба слова имеют одинаковое значение в
японском языке: они обозначают любую анимацию, вне зависимости от её
стиля и страны производства.[2][3] По мере распространения японской
анимации за пределы Японии, слово стало входить в другие языки, включая
русский, в качестве обозначения анимации, произведённой в Японии или
имеющие характерные для неё стилистические признаки.
В японском
языке полностью отсутствует свойственное русскому силовое ударение,
поэтому японские слова, заимствованные в русский язык, обычно получают
ударение в зависимости от традиций произношения слов на русском языке.
Слово «аниме» в русском языке устоявшегося ударения не имеет,
распространено два варианта произношения — аниме́ и а́ниме. Однако, если
следовать орфоэпическим правилам русского языка, то ударение ставится
на последний слог, как и в словах макраме́, резюме́, реноме́, карате́.
Такое произношение как а́ниме, разумеется, до включения слова в словари
не является признаком безграмотности, но все же не рекомендуется.
Существует
два альтернативных русских написания слова: «анимэ» — транслитерация
(яп. アニメ) по правилам киридзи и «аниме» — более распространённая форма,
соответствующая традиции написания уже освоенных русским языком
иностранных слов, содержащих звук [э] после твёрдого согласного (похожее
изменение претерпел термин «карате»). Оба варианта произносятся
одинаково: [анимэ].
В русском языке слово «аниме» имеет средний
род, никогда не склоняется. Слово иногда используется как первая часть
составных слов, таких как «аниме-режиссёр» или «аниме-сериал». В
разговорной речи встречаются образованные от «аниме» слова «анимешник»,
«анимешный» и т. п.
Анимация Японии отличается от анимации
других стран, в первую очередь, тем, что представляет собою
развивающийся замкнутый культурный пласт, включающий в себя множество
уникальных сюжетных и идейных символов, шаблонов, стереотипов и типажей.
Простейшими примерами могут служить специфические для аниме жанры,
вроде меха, живущие по своим собственным законам, или находящие частое
отражение в аниме элементы японского быта.
Кроме
того, японская анимация выделяется общей направленностью определённой
доли произведений на более взрослую аудиторию, что выражается в большем
внимании к философской и идеологической составляющим, преобладании
«взрослых» мотивов в тематике, и, в том числе, меньшей табуированностью
тем секса и насилия в культуре в целом.
Большая часть аниме
создаётся с расчётом на конкретную, временами довольно узкую целевую
аудиторию. Критериями деления могут являться пол, возраст,
психологический тип зрителя. Выбранный таким образом метажанр задаёт
общую направленность произведения, влияя на его сюжет, идеи и даже стиль
рисовки. Детское (Кодомо) аниме составляет лишь часть от всей
анимационной продукции, выпускаемой на территории Японии.
|